Легкая промышленность, шины, табак, фотоаппараты и другие типы продукции обязательно маркируют, то есть отмечают каждый товар специальным цифровым кодом. Это способ борьбы с контрафактом и мониторинг оборота товара со стороны государства. Передавать данные о продукции в систему маркировки участникам оборота помогает ЭДО. С 2022 года он станет обязательным, подробнее рассказываем в статье.
Как работает система маркировки
Система маркировки называется Честный ЗНАК (ЧЗ). Она создана для снижения доли незаконного оборота. Маркировка позволяет отследить происхождение товара, удостовериться в его качестве и подлинности. Покупатель, который приобретает маркированные товары, может найти на них специальный цифровой код Data Matrix.
Код маркировки делится на две части: код идентификации, определяющий позицию товара в системе, и код проверки, который генерирует Центр развития перспективных технологий. Код Data Matrix не подделать, так как данные о товаре невозможно удалить или скорректировать внутри системы маркировки.
В работе с маркировкой товара на равных участвуют производители, импортеры, поставщики, оптовики, продавцы. Рассмотрим процесс работы с маркированной продукцией:
1.Производитель (импортер) описывает товары в системе Национального каталога и заказывает для продукции, требующей маркировки, коды Data Matrix. Далее наносит их на товары и информирует Честный ЗНАК о вводе маркированной продукции в оборот. Только после этого товары можно легально реализовывать.
Готовая продукция распространяется через выстроенные сбытовые сети: каждый новый собственник продукции должен быть зарегистрирован в системе Честный ЗНАК в качестве участника оборота и отчитываться о принятии продукции на баланс. Так система маркировки в любой момент времени знает текущего собственника введенного в оборот товара.
2.На этапе отгрузки поставщики проверяют продукцию на наличие кодов маркировки. Коды должны быть на товаре, а также в сопроводительных документах — электронных УПД (универсальных передаточных документах).
Данные в систему Честный ЗНАК передаются только в том случае, если осуществлен переход права собственности, например, от поставщика к продавцу, а передаточные документы подписаны с двух сторон. То есть каждая отгрузка маркированной продукции должна сопровождаться электронным УПД с кодами.
3.После розничные магазины принимают товар. Во время приемки сверяют: совпадают ли коды маркировки на товаре и в УПД. Если все корректно, подписывают документы. Тогда в системе появляется статус о поступлении на баланс кодов маркировки, что отражается в Честном ЗНАКЕ.
4.При реализации товара физическому лицу продавец должен отчитаться в систему маркировки о том, что товар выведен из оборота. Это происходит путем продажи через онлайн-кассу, которая передает данные в ЧЗ.
5.Покупатель устанавливает себе мобильное приложение «Честный ЗНАК — Сканер товаров и проверка качества». С его помощью еще до покупки можно отсканировать код и увидеть информацию о продукции: место производства, состав, сертификаты. Это поможет избежать покупки поддельного или некачественного товара.
Зачем нужна маркировка
Производитель обязан ввести продукцию в оборот, иначе он не сможет ее легально реализовывать. Если товары относятся к группам, которые необходимо маркировать — понадобится заказать коды и нанести их на товары. Чтобы отправить товар в магазин, требуется передать право собственности на продукцию через подписание электронного УПД.
На всех этапах участники товарооборота (кроме производителя, который наносит коды маркировки) проверяют маркировку продукции. Это делать не обязательно, но желательно, так как позволит избежать штрафов.
Продажа товара физлицу — результат вывода продукции из оборота. После этого в ЧЗ появляется информация, что кода маркировки проданного товара в обороте больше нет. Это позволяет исключить возможность повторного использования кодов.
Обязательный ЭДО при маркировке
Для оперативной работы в Честном ЗНАКе прибегают к средствам электронного документооборота (ЭДО). ЭДО понадобится каждому участнику оборота, чтобы своевременно и легко отчитаться в систему маркировки.
Изначально участники оборота могли подавать информацию о маркировке в Честный ЗНАК как с помощью оператора ЭДО, так и самостоятельно. С 1 января 2022 года информация об обороте маркированных товаров с переходом права собственности между юрлицами должна передаваться только через операторов ЭДО. Данное требование закреплено в постановлениях Правительства № 2464 от 31.12.2020 и № 64 от 28.04.2021.
Рассмотрим, как передаются коды маркировки при использовании ЭДО:
1.В момент поставки производитель или оптовик отгружает продукцию, формирует и подписывает электронный УПД и отправляет через сервис ЭДО своему покупателю. Документ в обязательном порядке должен содержать коды маркировки на отгруженный товар.
2.Покупатель (магазин, торговая площадка) принимает продукцию, проверяет наличие кодов маркировки, сопоставляет с данными в УПД. Если с товаром все в порядке, покупатель подписывает документы квалифицированной электронной подписью.
3.Дальше в работу вступает сервис передачи данных оператора ЭДО и запускает процесс проверки документов: проверяет УПД в ящике организации на наличие в них кодов маркировки и корректность их размещения в структуре документа, подписи с обеих сторон и регистрации организаций в Честном Знаке
4.Если с документами и кодами все в порядке, данные передаются в ЧЗ, а пользователь получает уведомление, что сведения переданы успешно. Когда на каком-то из этапов проверки обнаруживаются ошибки в документе, система информирует пользователя, что переход права собственности на коды маркировки из документа не произошел. Значит, покупатель все еще не может легально реализовывать маркированную продукцию своим клиентам. Нужно исправить ошибки.
Работа с маркированным товаром в Диадоке
Диадок полностью обеспечивает легитимность работы с маркированными товарами.
Клиенты Диадока могут:
-передавать данные в Честный ЗНАК автоматически,
-проверять регистрацию контрагентов в ЧЗ,
-обмениваться документами из своей учетной системы.
Помимо обмена УПД с кодами маркировки, в Диадоке можно отправлять и получать другие типы документов в электронном виде. Так организации смогут перевести весь объем документооборота в электронный формат.
Также пользователи Диадока могут заказать электронную подпись (КЭП) для регистрации в системе маркировки и подписания электронных юридически значимых документов. Используется КЭП Удостоверяющего центра Контура — ее удобно получить в рамках одной экосистемы продуктов для бизнеса.
Дополнительные преимущества работы в сервисе ЭДО:
-Ускорение и оптимизация процессов за счет снижения временных затрат.
-Экономия на бумаге, заправке принтеров, покупке комплектующих и канцтоваров.
-Специалисты Диадока предоставят инструкции вашим контрагентам для подключения к ЭДО.
-Можно работать с клиентами других операторов ЭДО благодаря роумингу.
-Доступна интеграция с различными учетными системами.
Товары, подлежащие обязательной маркировке
Только отдельные категории товаров участвуют в обязательной маркировке. Перечень такой продукции постоянно обновляется, актуальная информация указана на сайте Честного ЗНАКа.
На конец 2021 года обязательны для маркировки следующие категории товаров:
-обувь,
-лекарства,
-бутилированная вода (с декабря 2021 года),
-шубы,
-табачная продукция,
-молочная продукция,
-шины и покрышки,
-парфюмерия,
-фотоаппараты и вспышки,
-товары легкой промышленности.
Обратите внимание, на многие виды товаров, например молочную продукцию, маркировка вводится поэтапно.
С 1 января 2022 года в работу с маркировкой внесут изменения:
Подавать сведения о маркировке можно будет только через оператора ЭДО. Ранее допускалось два варианта: через ЭДО и напрямую в систему Честный ЗНАК.
Обязательными для маркировки станут велосипеды и рамы.
Продолжится эксперимент по внедрению добровольной маркировки на некоторые категории: антисептики, БАДы, пиво и слабоалкогольные напитки.
С начала 2022 года использовать ЭДО для маркировки понадобится для следующих категорий товаров:
-обувь,
-молочная продукция,
-шины и покрышки,
-парфюмерия,
-фототовары,
-продукция легкой промышленности.
Список маркированных товаров постепенно будет увеличиваться.
Вопрос-ответ
Обязательно ли использовать ЭДО при маркировке товаров?
Да, так как сведения о том, что продукция прошла маркировку, необходимо передавать в Честный ЗНАК. Система постоянно расширяет списки маркированной продукции, поэтому за корректировками лучше следить на сайте ЧЗ. Работа с маркированным товаром из обязательного списка без ЭДО невозможна. Выше мы указали перечень, актуальный в 2022 году.
Какие штрафы могут быть за отсутствие маркировки?
Если продавец примет немаркированный товар или не спросит у поставщика УПД, оштрафуют всех участников. Многие маркетплейсы и магазины не принимают в оборот товары без маркировки.
Участников товарооборота штрафуют за следующие нарушения:
-Продажа товара без кода маркировки.
-Производство, хранение, перевозка, реализация товаров с поддельными кодами.
-Отсутствие регистрации в системе маркировки.
-Продажа товаров без передачи в ЧЗ сведений о выводе из оборота.
-Ввод в оборот товаров без сопроводительных документов или с некорректными документами.
-Передача товаров юридическому лицу без отправки информации в Честный ЗНАК.
-Нарушение сроков передачи сведений в ЧЗ.
-Возврат в оборот товаров без права владения ими.
Размеры штрафов варьируются от 1000 до 1 000 000 рублей. Возможна уголовная ответственность.
Какие шаги нужны, чтобы подключить ЭДО?
В статье мы описали, в каких случаях для реализации маркированного товара понадобится ЭДО. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы перейти на электронный документооборот:
-Оформить КЭП.
-Выбрать оператора ЭДО.
-Настроить работу с системой ЭДО внутри организации: выбрать способ подключения (веб-версия или интеграция), оформить внутренние регламенты, обучить сотрудников.
-Подключить к работе контрагентов.
Ваш СКБ Контур